Московский модерн
 
Ярославский вокзал особняк Рябушинского особняк Дерожинской

СТАТИСТИКА

Яндекс цитирования

Поленова Елена Дмитриевна.

Поленова Елена Дмитриевна

Поленова Елена Дмитриевна (годы жизни: 15(27) ноября 1850 г. - 7(19) ноября 1898 г.) — русская художница, мастер декоративного дизайна, одна из основоположниц стиля модерн в русском искусстве. Младшая сестра художника В.Д.Поленова.

Училась у П.П.Чистякова, в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге (ОПХ) в 1864-1867 у И.Н.Крамского, затем - в Париже в мастерской Ш.Шаплэна (1869-1870). В 1875-1880 с перерывами обучалась в частной мастерской П.П.Чистякова в Санкт-Петербурге. В 1879-1880 посещала акварельный и керамический классы Рисовальной школы ОПХ. В 1881-1882 гг. вела класс керамики в этом же завидении.

Активный участник художественного кружка С.И.Мамонтова (с 1882). Большое влияние на творчество Поленовой оказал В.М.Васнецов.

Руководила абрамцевскими столярно-резчицкими мастерскими. Оформляла спектакли Русской частной оперы С.И.Мамонтова. Создавала эскизы для керамики, мебели, вышивок, возрождая и развивая характерные приемы крестьянского фольклора. Формируя "русский стиль" как особую сферу искусства модерна, стремилась (по ее собственным словам из письма к брату; 1886) "выразить связь почвы с выросшими на ней произведениями". Образцами такого рода модернистской почвенности явились ее собственные иллюстрации к сказкам, разделяющиеся на два цикла: относительно добродушный и спокойный "абрамцевский" (1886-1889; акварельные рисунки к Войне грибов с пародийно-"былинным" текстом самой художницы, а также сказкам Иванушко-дурачок, Избушка на курьих ножках, Морозко и др.) и последующий "костромской", более условно-декоративный и драматичный (Сынко Филиппко, Сорока-ворона, Злая мачеха, Козлихина семья, Дурачок и дурочка и др.).

Как живописец-станковист писала социальные жанры в духе передвижников и национально-романтические образы (Иконописная мастерская 16 столетия, 1887, Третьяковская галерея). Наиболее же ее честолюбивые замыслы, идеи "фантастико-мистических" картин о русском Средневековье, остались в виде эскизов (Видение Бориса и Глеба воинам Александра Невского, Князь Борис перед убиением; обе работы — ок. 1896, Русский музей). Черты классического символизма усилились в ряде поздних ее вещей, проникнутых черной меланхолией (цветной офорт Страх, 1893-1895; незаконченная акварельная картина Змий (Зверь), 1898, Третьяковская галерея).

Умерла Поленова в Москве 7 (19) ноября 1898.

Cтиль модерн в работах Поленовой

 
  
Hosted by uCoz